Даже самый бесстрашный человек пугался хоть раз в жизни. Это мог быть кратковременный испуг или долговременная боязнь чего-либо. В любом случае, чувство страха — состояние весьма неприятное, особенно для ребенка.
Причины детских страхов
Причины детских страхов могут быть различны, любая классификация окажется не полной, каждый конкретный случай индивидуален.
- Некоторые дети отличаются повышенной впечатлительностью, и любое неосторожно сказанное слово может обернуться боязнью чего-то.
- Источником детских страхов может стать и бурная фантазия самого ребенка, когда созданные его воображением ситуации и чудовища принимают почти реальную форму.
- Возможно, имело место какое-то яркое и неприятное событие в жизни, которое оставило глубокий отпечаток в душе ребенка на длительное время.
- Некоторые страхи вытекают из конфликтов со сверстниками или даже с родителями.
- Существуют и возрастные страхи, которые ребенок перерастает по мере взросления.
- Бывают так же патологические и навязчивые страхи, порой сопровождающиеся прочими симптомами, такими как, например, энурез.
Наиболее тяжелые случаи требуют помощи специалистов — невролога и детского психолога.
Какой бы ни была причина детских страхов, малыш всегда нуждается в поддержке родителей. Именно их внимательное отношение может помочь ребенку снова обрести душевный покой.
В данной статье я хочу рассказать только о страхах, которые ребенок может преодолеть с помощью близких, и как это можно сделать. Однако всегда лучше предотвратить развитие тревожного состояния у малыша, чем бороться с ним.
Как предотвратить появление детских страхов. Ошибки родителей
Спокойная атмосфера внутри семьи, отсутствие конфликтов, доверительные отношения с родными — непременное условие предотвращения детских страхов. Часто близкие сами того не желая, провоцируют появление тех или иных тревожных состояний у ребенка.
Можно отметить следующие ошибки взрослых, способные спровоцировать испуг у малыша.
Запугивание для послушания или из желания предостеречь ребенка об опасности.
Особенно сильно такое поведение взрослых может отразиться на впечатлительных детях. Малыш доверяет взрослому и принимает за чистую монету возможность появление Бабы-яги, которая непременно заберет его, если он не станет слушаться или начинает пугаться каждого незнакомца, который хочет заманить его конфетой в темный подвал.
Чрезмерное присутствие СМИ в жизни ребенка.
Не следует забывать, что дети впитывают информацию как губка — часто просмотр боевиков или даже теленовостей взрослыми в присутствии малыша могут вызвать страх войны, катаклизмов, нападений. Поэтому нужно быть внимательными к тому, что Вы смотрите, пока рядом играет ребенок.
Отказ воспринимать страх всерьез.
Спровоцировать детский страх могут и незначительные с точки зрения родителей события. Например, малыша пугает занавески в темноте. Вместо того чтобы мягко предложить ее рассмотреть и убрать в сторону, родители высказывают свое неудовольствие, говорят, что бояться нечего и выключают свет, а воображение помогает малышу представить остальное — начиная от монстра, прячущегося за окном до волшебного оживления куска материи.
Гиперопека.
Еще один источник множественных детских страхов — чрезмерные переживания родителей, которые они демонстрируют детям. Например, ребенок поцарапался — мама рассказывает, что царапина глубокая, как это очень больно, что туда могли попасть микробы и всячески проявляет жалость, озабоченность, сочувствие и собственный испуг. Когда в следующий раз ребенок уколет палец или ссадит коленку — у него уже будет подготовлена почва для паники.
Как реагировать на детские страхи
Большое значение для преодоления детских страхов является доверительное отношение ребенка с родителями. Когда он может поделиться и высказаться, малыш уже не чувствует себя таким одиноким, столкнувшись с чем то пугающим. А уверенность и поддержка старших придадут смелости, так необходимой для преодоления страха.
Каким бы несущественным ни казался взрослому детский страх, для ребенка он реален и имеет сильный эмоциональный отклик. Поэтому не стоит относиться к такому состоянию несерьезно или высмеивать малыша.
Прежде чем пытаться побороть любой детский страх необходимо наиболее точно «познакомиться» с ним. Попросите ребенка рассказать о том, чего он боится, почему, что кажется ему наиболее пугающим.
Во-первых, малыш сможет «проговорить» свой страх, а значит, и узнать его лучше. Каждый знает, что известное пугает куда меньше незнакомого.
Во-вторых, это позволит родителям определить, каким же конкретно образом бороться со страхом.
Внимательное и серьезное отношение старших вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают и принимают его опасения всерьез. В будущем малыш будет более открыт для общения с Вами, а не замкнется в себе наедине с внутренними переживаниями.
Прогоним страх
Психологи предлагают три основных метода борьбы со страхом:
- С помощью различных игр, например с боязнью одиночества, можно бороться с помощью «пряток» и «жмурок»; можно «отпустить свой страх» с воздушным шариком; поиграть в «Бабу-ягу», которая в процессе игры не покажется уж такой страшной.
- С помощью сказкотерапии — придумать историю о страхе и его приключениях, например.
- С помощью визуализаций — нарисовать страх, слепить его, склеить из бумаги, после чего с ним можно сделать все что угодно.
Возможны и вспомогательные методы — ароматерапия с использованием эфирных масел для снятия напряжения, прослушивание классической музыки.
Коррекция и работа с детскими страхами
Я бы выделила и еще один метод — более подробное изучение пугающего объекта. У детей еще не полное представление о действительности, и многие вещи кажутся им пугающими, если они не узнали их основные черты до конца или имеют представление только об отрицательной стороне.
Мой сын очень впечатлительный, и неосторожное высказывание может вызвать у него страх. Поэтому многие методы борьбы со страхом мы испробовали на себе.
На очередном занятии в детском саду ребенок в красках почерпнул, какие свирепые и опасные существа собаки. Думаю, было абсолютно верным предостеречь детей об угрозе, которую могут представлять незнакомые и бездомные псы, но в нашем случае одним здоровым опасением не ограничилось. Страх распространился абсолютно на всех собак, за исключением разве что нарисованных.
Однажды нам пришлось вернуться домой с прогулки, потому что неподалеку выгуливали щенка таксы. У ребенка была истерика, и он наотрез отказался гулять, пока в зоне его видимости находился этот «монстр».
На полное преодоление страха ушло несколько месяцев. Сначала мы поговорили, почему сын боится собак, что именно в них страшного, почему это так его пугает. Потом перешли к рассказам о собаках, видео о них, мультфильмам и фильмам. Все просматривали вместе, с комментариями, что делает собака, агрессивна ли она, если да, то почему — возможно, она охраняет дом или защищает хозяина. Вместе мы узнали о повадках, породах, качествах собак.
Через месяц был заметен прогресс — хоть и со страхом, издали, сын уже наблюдал за собаками на прогулке. Из наблюдений мы почерпнули, что даже на улице собаки не всегда хотят напасть, могут быть заняты своими делами и не обращать на него внимания. Решили, что от незнакомых собак лучше держаться на расстоянии, но убегать не стоит, поскольку это может привлечь внимание и многое, многое другое.
Когда в гостях у знакомых сын с позволения хозяина наконец погладил пса по кличке Бамс, я поняла, что наконец страх отступил и все усилия того стоили.
Познакомившись с пугающим объектом поближе, ребенок перестал его бояться как явления, хотя здоровая осторожность сохранилась.
С детскими фантазиями вызывающими страхи нам тоже довелось столкнуться. Детский фантазийный мир вообще весьма тесно переплетается с миром реальным. Дракон «поселился» не традиционно под кроватью, а в бабушкином сарае. Действительно, где бы развернуться такому большому существу под маленькой кроваткой?
Мы начали с развития фантазии. И превратили страх в интересную игру. «Какой это дракон? Большой? Его точно следует бояться? Есть ли у него крылья и длинный ли хвост? А чешуя зеленая или красная?»
Ребенок увлекся самим конструированием фантазийного мира. Продумал детали и особенности. Мы даже ходили «подсматривать» что делает сейчас дракон.
Потом мы использовали метод рисования страха — нарисовали дракона, нарисовали цепь для него, придумали, как можно его поймать и что лучше бы змею самому нас бояться — разве кто-то хочет сидеть на цепи? Сын смеялся — «страхи боятся» детского смеха.
Совершенно «между прочим», велись и другие беседы — о реальных и сказочных персонажах, что у волшебных существ бывают прототипы. Мы узнали многое о динозаврах, ящерицах и игуанах.
Когда через некоторое время я поинтересовалась, чем сейчас занят наш дракон, сын посмотрел на меня серьезно и сказал: «разве ты не знаешь, что драконов не существует?». Конечно, знаю, но нашего дракона стоило выдумать.
Фантазия хороший помощник в преодолении страхов. Был у нас и страх темноты. В темноте ведь тоже кто только не водится! Но ночник «отгоняет монстров», а сейчас у нас еще и на окне «волшебные решетки» и никто ночью не потревожит детский сон.
Мир детских страхов, как и внутренний мир каждого ребенка индивидуальный, особенный, главное стараться быть другом своему малышу, разговаривать с ним, воспринимать всерьез его тревогу. Вместе вы прогоните любых «чудовищ».