Детям свойственно создавать коллекции находок и маленьких ценностей. Конечно, намного приятнее и эстетичнее будет выглядеть собрание моделей автомобилей или, на худой конец, купонов с очередными монстрами, но малыши не всегда согласны со взрослыми. Чтобы увлечение ребенка стало полезным и приятным для всех, впору не раздувать конфликт из-за очередного подобранного камушка, а предложить свою помощь в непростом деле коллекционирования. Ведь это не только увлекательный, но и весьма полезный процесс.
У детей свои ценности
Собирать что-либо практически для любого ребенка процесс естественный. Примерно с пятилетнего возраста у них появляются «тайнички», в которые складывается все, что покажется ценным. Сказывается и влияние товарищей. В детский сад, непременно кто-нибудь принесет свою коллекцию супер-героев или машинок, а такой пример очень заразителен.
Поэтому, так или иначе, собирать малыш, скорее всего что-нибудь да будет. А при участии родителей из детской тяги можно извлечь немалую пользу.
Какой толк от детских коллекций. Польза коллекционирования для детей
- Любое коллекционирование требует от ребенка тренировки волевых качеств. Ведь экспонат надо найти, обменять у товарища или дождаться долгожданной покупки (все зависит от того, что именно ребенок собирает).
- Перекладывание и рассматривание своих «сокровищ» вырабатывает в малыше усидчивость. Он учится сортировать предметы по различным свойствам и признакам, а не только по тем, которым Вы его научили, сочетать параметры.
- Коллекционирование часто становится толчком к развитию коммуникабельности. Ведь так хочется поделиться своими знаниями со всеми, продемонстрировать свою «сокровищницу». Массовые коллекции требуют умения меняться и договариваться.
- Дети, целенаправленно собирающие что-либо, с большим трепетом относятся не только к своим, но и к чужим вещам. И при должной поддержке со стороны родителей научаются содержать в порядке не только содержимое коллекции, но и иные предметы.
- Обладая некоей совокупностью предметов, малыш непременно захочет точно знать, сколько же сокровищ находится в его распоряжении. А это повод заняться счетом на примере тех вещей, которые имеют для ребенка наибольшую ценность.
- Чем более увлечен ребенок, тем меньше усилий потребуется прилагать родителям, чтобы научить его самостоятельно читать и находить информацию, ведь не всегда мама будет делать это вместе с ним.
- Наконец, любой экспонат коллекции несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Что собираем?
Что интересно, самыми бесполезными, с точки зрения образования, будут коллекции, состоящие не из «мусора», а предложенные современными производителями. Речь идет о разнообразных карточках, фишках и наклейках. Разумеется, изготовители стараются заложить в них определенную информацию — где-то надо почитать, где-то посчитать и все это дополняют озорные рожицы известных мультипликационных персонажей. Но тут как с развивающими играми — чем больше продумали за ребенка, тем меньше будет толку.
Основные плюсы таких коллекций:
- безопасность;
- эстетичность;
- возможность развития малышом коммуникативных навыков при обмене модными экспонатами.
Игрушки уже более интересно, но и в этом случае идти на поводу у производителя и собирать всю серию, только чтобы у ребенка была коллекция, на мой взгляд, не стоит. Пусть это станет отправной точкой. Ведь настоящая коллекция должна быть собрана не дядей на заводе, а самим ребенком. Тут подключается и фантазия и азарт пополнения, а не просто жадность.
Особенной ценностью в такой коллекции будут не новые игрушки, а имеющие свою историю. А об экспонатах уже можно будет говорить долго и увлеченно, расширяя кругозор малыша:
- ребенку можно поведать о времени, в котором «жила» игрушка;
- предположить, кто с ней играл, что она «видела»;
- в какой стране «родилась».
Кроме того, подобная коллекция еще и простор для творчества — игрушкам можно сооружать одежду, домики, бытовые принадлежности. В случае с модельками машинок можно придумывать трассы, изучать дорожные знаки, повторять правила дорожного движения и многое другое.
Однако очень часто для коллекционирования дети избирают далеко не те предметы, которые можно купить в магазине. Прежде чем отбирать у малыша очередной камешек, остановитесь. Ведь такое собрание тоже будет ценным источником знаний, да и не потребует лишних вложений.
«Брось гадость!», или немного о понимании
Как порой блестят глаза у взрослого человека, когда он увидел впервые что-то красивое, яркое и запоминающееся. Для ребенка фантик, брошенный мимо урны, может оказаться незабываемым впечатлением прожитого дня, которое он захочет взять с собой.
Да, для взрослого человека — это мусор и грязь, но не для малыша. Ведь для него мир играет яркими и насыщенными красками! И этот фантик ему важен, возможно, он захочет рассмотреть его перед сном, а утром проснется с улыбкой от осознания, что он обладает такой замечательной вещью. Стоит ли отбирать у малыша настолько яркие эмоции?
Поэтому если ребенок тащит в дом очередную «гадость» попробуйте посмотреть на нее с точки зрения маленького человека, не забыв при этом и об определенной доле осторожности, конечно. На мой взгляд, многие вещи можно отмыть и вручить чаду не опасаясь за его здоровье. И да, это может быть весьма необычная коллекция, зато единственная в своем роде.
Если Вы сами станете инициатором такой идеи, то не только сможете контролировать, что тащится в дом, но и где складируется все это «добро» и в каком виде. Кроме того, это обширный источник знаний, о чем бы ни шла речь.
Многие скептически пожмут плечами: «Какие еще знания? У нас вот тут энциклопедии на полках, компьютер с интернетом и вообще мы ходим в развивающую студию, а тут какие-то камушки, палочки, ракушки, фантики». На самом деле, это в корне неверно, и воспринимать увлечение ребенка коллекционированием скептически или снисходительно не стоит.
Как повысить эрудицию ребенка, используя коллекцию
Практически любая коллекция может стать толчком к получению ребенком энциклопедических знаний, если не игнорировать его увлечение и включиться в игру.
Самый близкий для меня пример — камни. Думаю, их в разном возрасте собирали почти все. Тяга к камешкам, видимо, вообще в крови у рода людского. И это относится не только к детям — вспомните хотя бы звезд на красных дорожках. Да там драгоценные, да ограненные и очень блестящие, но камешками. Конечно, малыш не найдет в песочнице рубин или аметист, но его тягу к этому странному куску гранита вполне можно объяснить. Для него этот камень красив и ценен.
Сын начал собирать разные породы три года назад. Сейчас они занимают четыре коробки, и это не считая тех, что выставлены на всеобщее обозрение. А посмотреть есть на что:
- у нас есть камни с отпечатками раковин и с причудливыми дырочками;
- с острыми, как иглы, шипами и блестящими вкраплениями;
- совсем гладкий и плоский, будто специально отполированный;
- абсолютно круглый;
- почти прозрачный.
Да и многие другие, поскольку коллекция регулярно сортируется.
О каждом из них можно составить историю. Откуда возникло это образование, что это за блестящее вкрапление и как оно попало в самую толщу камня. А сколько горных пород мы изучили, собирая коллекцию! Благодаря камням сын заинтересовался тектоническими процессами, строением земной коры и многим другим.
Кажется, что для подобных разъяснений необходимо и самим родителям обладать энциклопедическими знаниями, но это не так. Достаточно проявить известную долю любопытства и воспользоваться интернетом.
Возможно, кто-то хмыкнет: «Ладно, с камнями все понятно, но речь шла о мусоре». На самом деле, что бы ни собирал ребенок, если это действительно коллекция, а не очередная акция в универсаме с раздачей забавных фигурок, почерпнуть из нее малыш может очень многое. Главное проявить фантазию.
Например, помимо коллекции камней у нас был набор шишек. И первоначально, это были исключительно большие, грязные, притащенные из леса экземляры. Не знаю, что изначально привлекло сына — возможно размер. Но даже эту идею мы поддержали.
Теперь чадо хорошо разбирается в породах деревьев, знает в каких странах и широтах они растут, может рассказать о зимующих птицах и как они добывают себе еду, собрал 8 абсолютно разных шишек, которые мы храним. Ну а первые, еловые, пришлось использовать на поделки, что тоже не плохо.
Думаю, мою мысль поняли все — главное позволить вовлечь себя в процесс, увидеть в обычных вещах то необычное, что заметил малыш и развить это.
- по фантикам можно у основы рекламы, узнать о производстве красок и бумаги;
- любые растительные предметы — источник знаний о ботанике;
- стеклышки — толчок к изучению основ оптики;
- марки и календари — географии.
Что примечательно, дети не постоянны. Одна коллекция будет сменять другую по мере роста ребенка, станут появляться новые увлечения. И это только на пользу. Можно раздать надоевшие шишки и начать собирать что-то другое, давая ребенку новые знания.
Где хранить коллекцию?
Разумеется, помимо того, что коллекционирует чадо, родителей занимает и еще один вопрос: «А где собственно хранить все эти веточки, листочки, машинки, камешки и многое другое?». Конечно, самый простой вариант — выделить для этого полку или несколько, использовать картонные коробки или просто выдвижной ящик в комоде, но можно и тут проявить фантазию. Ведь чтобы коллекция стала «настоящей», требуется не только тщательное изучение вопроса, но и систематизация экземпляров.
Если Вы действительно хотите подтолкнуть малыша к идее собирания, стоит помочь ему разобраться в его «сокровищах». Дождливый день, непригодный для прогулки, или вовсе невеселое время болезни можно посвятить усовершенствованию коллекции.
Первое что понадобится — интернет. Стоит узнать о каждом экземпляре. Для листьев, ракушек или, например, перышек это может оказаться длительным, но весьма познавательным процессом, который растянется на неделю и более. Затем проводим сортировку и готовим листочки с названиями или даже фотографиями. Для фантиков и вкладышей, конечно, достаточно нумерации.
Далее необходимо подготовить место для хранения. Конечно, если в коллекцию входят объемные игрушки или модели, разместить их в отдельной таре вряд ли удастся, а вот для собрания мелочей можно избрать действительно интересную и оригинальную идею:
- Фантики можно разложить в небольшом (или большом) альбоме для фотографий, вклеить в тетрадь или просто использовать для этих целей прошитый файл с прорезями.
- Камушки и ракушки лучше не сваливать грудой в коробку, а разделить ее на пронумерованные отсеки, подписать названия рядом с каждым и отдельно составить список на крышке.
- Для марок можно сделать отдельные кармашки на карте мира, чтобы сразу и наглядно было видно, откуда прилетел тот или иной экземпляр.
- Пуговицы — пришить к специально подготовленной яркой ткани, вырезанной, например, в виде солнышка.
- Для мелких предметов очень удобны коробки из-под конфет. Их даже не придется разделять для каждого экземпляра.
Как видите — вариантов множество. Цель одна — дать ребенку наглядность.
Систематизированная коллекция это уже не раскиданные предметы, а значит, у ребенка будет желание пополнять ее новыми видами, о которых он непременно узнает с Вашей помощью. Кроме того, такое собрание с куда большим интересом будут рассматривать гости малыша, а что может вызвать у него большую гордость?
Если это небольшая и легкая коллекция, то можно оформить ее таким образом, чтобы ребенок мог показать свое достояние в детском саду или школе. Неплохо подготовить и небольшой рассказ для презентации.
Систематизация также позволит избавиться от повторяющихся и ненужных предметов, которые непременно окажутся в «сокровищнице». А мы же хотим научить своего ребенка отбирать главное?