Находиться малыш рядом с мамой всю свою жизнь просто не может. Наступает момент, когда ребенок первый раз самостоятельно идет гулять во двор, в школу, на секцию или к друзьям.
Полный инструктаж о безопасности на улице провести за час крайне сложно. Да и что из сказанного сможет запомнить ребенок? Поэтому даже если малыш еще не отходит от мамы – самое время начать его готовить к самостоятельному решению тех ситуаций, с которыми он столкнется на улице один.
Что должен знать ребенок до того, как окажется на улице один
Правила дорожного движения
Познакомить ребенка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребенку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части. Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.
По моему мнению, ребенок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.
Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребенок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор малыш должен.
Нельзя общаться с незнакомыми людьми
То, что ребенку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребенка к подобным ситуациям будет скорее теоретической.
Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребенок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребенку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.
Пока Вы вместе с ребенком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша. Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.
К кому можно обратиться за помощью
Немаловажно, чтобы ребенок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью.
В случае, если ребенок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом. Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит.
Ребенок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите одну фразу: «Здравствуйте, я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».
Контактная информация
Ребенок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребенка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.
Как вести себя в различных ситуациях
Сесть и объяснить ребенку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребенок не усвоит.
Во время прогулок обращайте внимание ребенка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться. Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.
Понаблюдать общение ребенка со сверстниками и откорректировать его поведение родители так же способны еще во время совместных прогулок. Поэтому пока Вы рядом со своим чадом старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребенок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей.
Пока Вы рядом – предоставьте ребенку определенную свободу, понаблюдайте за ним. Первое время перед самостоятельными прогулками сын гулял уже «один», мама выходила просто «почитать во дворе». Аналогичным образом можно и первые несколько раз отпустить ребенка в школу «самого». Пройдите за ним и понаблюдайте. Это позволит родителю и несколько успокоиться, когда он убедиться, что ребенок может сам принять решение, и откорректировать его действия, если оставшись «один» малыш что-то сделал не так.
Ребенок на улице один
Прежде чем отпустить ребенка на улицу одного посмотрите, как он одет. На одежде не должно быть лишних завязок, капюшон должен легко отстегиваться, чтобы ребенок случайно не зацепился.
Любые ценные вещи лучше оставить дома. Если у ребенка есть карманные деньги – тем более не брать с собой, чтобы без Вашего ведома чадо не побежало через дорогу покупать мороженое.
Формулировка «один» в данном случае не всегда уместна. Если речь идет о самостоятельном походе в школу – возможно и весьма желательно, чтобы ребенок ходил не один, а с одноклассником. Точно так же если малыш ушел играть во двор, скорее всего, его ждут товарищи.
Заранее спросите, с кем ребенок пойдет гулять. Стоит знать друзей ребенка, одноклассников и их родителей. Желательно выяснить их домашний адрес и телефон.
Лучше, чтобы первый раз ребенок пошел гулять один в теплое время года. В летние месяцы во дворе всегда больше людей – бабушки на лавочке, мамы, с детишками помладше. Можно попросить кого-то присмотреть за ребенком и в случае необходимости связаться с Вами.
Заранее договоритесь с ребенком, когда он должен вернуться, еще лучше, если во время прогулки он сам периодически будет звонить хотя бы в домофон. Хорошо, если он так же позвонит Вам, как только дойдет из дома до школы и обратно.
Полезные вещи
В настоящее время существует значительное количество вещей, позволяющих сделать пребывание ребенка на улице более безопасным, и сохранить нервы родителей в целости.
1. Мобильный телефон
Можно спорить о том, стоит ли покупать его ребенку, но посудите сами, насколько это вещь облегчит Вам жизнь:
- ребенок или родители смогут позвонить, если чадо задерживается;
- операторы связи предлагают услугу «локатор», позволяющую определить, где ребенок находится;
- в телефоне есть часы – ребенок сам может следить за временем;
- существуют программы для андройд, позволяющие определить местоположение абонента.
2. GPS-трекеры
Становятся все более популярными различные GPS-трекеры, выполненные в виде браслета или небольшой коробочки. В зависимости от модели они позволяют не только отслеживать местоположение ребенка на карте, но и при необходимости слышать, что вокруг него происходит.
Некоторые модели предупреждают родителей, если малыш покинул определенную зону, например, ушел из двора. Практически у всех из них есть кнопка SOS, при нажатии на которую на телефон родителей придет сообщение.
3. Светоотражатели
Еще одна полезная вещь – бликеры. Оснастить подобным аксессуаром одежду и рюкзак ребенка стоит вне зависимости от того, планируете ли Вы отпускать в ближайшее время ребенка одного, и будет ли он добираться домой в темное время суток. Даже в пасмурную погоду светоотражатели делают ребенка более заметным для водителей.
4. Пластиковые браслеты и бирки с адресом и телефоном
Хорошо, если у ребенка при себе постоянно будет что-либо, где записана личная информация. Записка в кармане, надпись на ярлычке куртки. Ситуации бывают разные. Ребенок может растеряться, ошибиться, да даже прикусить язык.
Знание правил – не гарантия их соблюдения
Когда я слышу фразу: «родители должны объяснить» мне становится не по себе. Конечно, объясним, научим и даже проверим, как ребенок усвоил. Но самое главное – мы должны понимать своих детей и знать, чего стоит опасаться в первую очередь, какой из наших запретов, скорее всего, будет нарушен. Только так родители могут уберечь ребенка.
Мало установить правила, необходимо добиться, чтобы ребенок соблюдал их. И тут нет единых критериев, как нет двух абсолютно похожих детей. Одного, возможно, придется припугнуть, для другого продумать дополнительные правила, а третьему, напротив, чуть больше разрешить.
Например, мой сын никогда не уйдет с незнакомыми. И не потому, что я так хорошо объясняю. Он знает правила, но не нарушает их не потому, что это табу, просто не хочет. С племянницей ситуация полностью противоположная. Она общительная и открытая девочка, которая возьмет конфеты у любого и пойдет посмотреть котёнка с незнакомым дядей. При этом «правила» этот ребенок расскажет – объясняли ей ни раз. Попытки припугнуть тоже не возымели никакого успеха – она просто смеется.
Виноваты родители, что плохо объяснили? Иногда, кажется, что родители виноваты во всем. А они в свою очередь придумали новое правило – если с нею заговаривает незнакомый человек и что-то хочет – девочка звонит маме. И конфеты ей периодически брать разрешают, чтобы в следующий раз у нее был стимул совершить этот очень важный звонок.
Вспомните себя в детстве. Вы слушались родителей неукоснительно? Никогда не убегали в гости к друзьям, не лазали по деревьям, не спускались в подвалы? Ответим честно – нарушали запреты все, и наши дети тоже будут их нарушать. Для того, чтобы уберечь их от опасности, на мой взгляд, самое главное сохранить доверие своего ребенка и выработать ответственность. Это куда более сложная задача, чем разучивание правил, но она решаема.