Детям, как и взрослым, свойственно что-то забывать. Сегодня малыш помнит названия всех животных и транспортных средств, которые вы разучивали вместе на протяжении трех месяцев, а, после летнего отдыха, когда все немного расслабились, ребенок вдруг удивил родителей полным отсутствием знаний? Мама нервничает, чадо пытается вспомнить, и процесс изучения начинается если и не с самого начала, то с уже надоевшего мычания и блеяния.
На помощь маме и ребенку может прийти явление, с интересным названием «эйдетизм». Чаще всего под ним понимают зрительную память, но это не совсем одно и то же. Эйдетизм связан со способностью человеческого мозга воспроизводить образ объекта спустя длительное время после исчезновения раздражителя.
Навык эйдетизма развит у детей с рождения. Малыши как раз и мыслят образами, абстракциями. Не случайно, чем большими свойствами для ребенка нацелен предмет — тем лучше он его запомнит.
Для малыша представление о предмете и его восприятие практически одно и то же. Если воспользоваться этой особенностью памяти можно развить действительно полезную и достаточно редкую способность к запоминанию объектов и явлений в мельчайших деталях.
Мы разучились фантазировать
Исследования, затрагивающее понятие эйдетизма проводились в Германии еще в начале столетия. По данным исследований Э. Йенша и его учеников было выявлено, что около 40 % детей Мельбурна возрасте от 8 до 15 лет — явные эйдетики, остальные — скрытые. В то же время среди взрослых этот показатель резко снижался до 7 %.
Более поздние исследования показали, что количество школьников, обладающих образной памятью снижается. С чем это связано? Спорный вопрос. Но, вероятно причиной является массовая культура, многообразие информации, как зрительной, так и звуковой, которая в буквальном смысле обрушивается на детей.
Действительно, если ранее ребенок получал большую часть знаний из сказок и песен, он был вынужден самостоятельно представлять себе описываемые события. В настоящее время необходимость в этом отпала. Большое количество мультфильмов, компьютерных игр, а позже заучивание наизусть и бездумное запоминание не оставляет простора для детской фантазии. Можно сказать, что мы сами учим своих детей мыслить и запоминать иначе, а после жалуемся на проблемы с памятью и плохую успеваемость в школе.
Образное мышление и память. Есть ли связь?
Обратите внимание на то, как происходит процесс общения родителей с ребенком. В каком виде мы предлагаем ему информацию? Не знаю, многие ли повторяют мою ошибку, но когда сын пошел к логопеду, и ему пришлось столкнуться с необходимостью запоминать значительное количество названий, мы пользовались большим числом карточек, кубиков и уже готовых шаблонов, а главной составляющей была зубрежка.
Заучивание было, конечно не в школьном понимании, но, по сути, данный метод мало чем отличался от зубрежки непонятных правил на уроке: «Это корова, она говорит „му-уу“. Корова — домашнее животное, у нее ноги, рога, хвост. Это травоядное животное, оно ест траву». Далее следовал переход к следующей карточке.
По сути, ребенку предлагалось запоминать уже готовые образы — рисунок, звук, перечень признаков, но не давался алгоритм того, как можно воспользоваться информацией, которую мозг, разумеется, записывал все это время. Зачем ребенку корова? Какое ему дело до гуся, быка и барана?
Как часто родители сталкиваются с ситуацией, когда необходимо выучить с ребенком стихотворение к празднику, а он никак не может запомнить слово. А домашний адрес? Телефон? Да, я сама пыталась заучивать наизусть с сыном цифры и пришла к выводу, что только частое повторение может помочь запомнить необходимую для его безопасности информацию.
Но что такое для ребенка номер телефона? Просто набор цифр. А если малыш еще совсем мал и не знаком со счетом — набор бессмысленных звуков. Представьте сами, насколько легко было бы Вам запомнить информацию, которая ровным счетом ничего не значит, является абсолютной бессмыслицей?
Согласно И.Ю. Матюгину, основателю «Школы Эйдетики» в Москве, основной проблемой запоминания является не невозможность «записать в мозг» информацию, а сложность ее воспроизведения. Он предлагает ряд методов, направленных на то, чтобы ребенок (да и взрослый) смогли выстроить необходимую цепочку от разрозненных, и часто не относящихся к объекту элементов до целостного образа.
Это и есть основа образного мышления — возможность вызвать «перед глазами» необходимый объект, исходя из уже знакомых признаков. По сути, память сама вытянет всю информацию за ниточку, «кончик» которой может быть довольно неожиданным.
Принципы эйдетики на практике
Манипулирование образами позволяет малышу в любой момент обратиться к тому, что он уже знает. Главное наделить необходимый объект наибольшим числом свойств, к которым может оперировать чадо.
Словарный запас
Если подключить фантазию и образное мышление, данная область будет даваться малышу намного легче. Более того, подобный способ можно применить и при изучении иностранных языков уже в подростковом и даже взрослом возрасте. Система эйдетики предлагает несколько подходов к запоминанию.
1. Подобрать нужные образы
Например, надо запомнить слово «телескоп». Первая часть слова похожа на «телевизор», который знаком, к сожалению, нашим детям с пеленок — в него так же смотрят. Вторая часть слова «скоп» может ассоциироваться с копанием, раскопками (да, не удивляйтесь, ассоциации могут быть самыми разными и в данном случае я привела свою). Раскопки — большая яма, из ямы мы смотрим вверх. Вот такая интересная ассоциация получается со словом «телескоп».
Самое главное предложить ребенку самому подобрать необходимые ассоциации, задачей родителей будет помочь малышу развить ту картинку, которую предлагает его воображение.
Если малыш с ранних лет занимается иностранными языками, словарный запас так же дастся ему легче, если он сможет визуализировать слово. Возможные ассоциации могут оказаться не только помощниками в обучении, но и источником веселья для всей семьи.
2. Создание нового образа на основе имеющихся слов
Данный метод применим, если необходимо запомнить сразу несколько слов или их последовательность. Новая игра предполагает составление небольшого рассказа с использованием имеющегося набора.
Например, из слов:
- полюс;
- гусь;
- бабочка;
- рама;
- шапка.
Можно составить такой шутливый рассказ:
«На далеком заснеженном южном полюсе, среди снега и льда сидел маленький белый гусь. Вдруг, появилась большая красная бабочка, вылетевшая из открытой рамы на научной базе. Полярник старался поймать ее своей большой, пушистой и теплой шапкой».
Слова в этом случае запоминаются как бы сами собой. Ведь вся картина словно оживает перед глазами. Это больше не вырванные из контекста понятия, а целые образы, сложенные в единую картину. При этом, чем больше прилагательных описывает слово, тем лучше.
3. Последовательность слов, как последовательность действий
Ассоциации могут быть не только зрительные, но и динамические. Самое главное — включить фантазию. Например, если необходимо запомнить канцелярские принадлежности:
- карандаш;
- линейка,
- точилка,
- ластик,
- краски,
- пенал.
Можно сесть и порисовать с применением вышеуказанных инструментов. Действия малыш должен выполнять сам, задача же родителей озвучивать, что он делает и употреблять нужные слова периодически, используя разные прилагательные.
Как запоминать стихи
Уже в самом раннем возрасте большинство малышей хотят удивить родителей и воспитателей громким и выразительным чтением стихов. И с этого момента могут возникнуть первые сложности с разучиванием всего того, чем чадо желает нас порадовать.
Всклокоченная мама раз за разом дергает бедного ребенка и предлагает ему прочесть стихотворение наизусть, малыш путается, сбивается, требуется еще и еще одно повторение, и еще несколько через неделю.
Если малышу тяжело дается запоминание стихов или рассказов, в этом так же может помочь эйдетика. Наверное, многие уже догадались как — необходимо создать образ. А значит, визуализировать произведение.
Помочь в этом могут краски и кисточки, карандаши, пластилин, цветная бумага и крупы для аппликаций. Заметили? Вместо одного занятия можно будет потренировать и иные навыки.
В данном случае необходимо последовательно воспроизвести сюжет стихотворения или рассказа в картинках, аппликациях или даже пластилиновых фигурках. Мы с сыном рисовали, а после вырезали героев сказок, чтобы сделать пересказ. После, этот наглядный материал помогал в играх и даже составлении новых, сочиненных им самим рассказов.
Как запомнить картинку
Если прежде мы говорили, главным образом, о том, что звуковую информацию стоит визуализировать, то картинку стоит максимально «озвучить». И это вовсе не означает, что надо рассказывать малышу, что хотел показать художник (это и для взрослых скука смертная), наоборот, позвольте ему заметить те детали, на которые Ваш натренированный глаз сразу и не обратил внимания.
Например, на картинке с изображением весны, сын в первую очередь обратил внимание на зеленую травку, которая была изображена в виде дух слабеньких листочков на заднем плане. Позвольте малышу самому решать, как именно описать рисунок. Ваша задача предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.
Запоминаем движения
Студии танцев очень популярны. Так же бывает необходимо выучить серию движений к празднику в детском саду или школе. Если малыш постоянно сбивается — помогите ему. Придумайте к каждому движению воображаемое действие. Хлопок в ладоши — убили комара, прыжок — качнули люстру, поворот — посмотрели, кто пришел и тд.
Готовимся в школу
Кстати, изучать цифры и буквы так же будет намного веселее, если придумывать к ним различные ассоциации. Составители азбук давно используют данный метод, но, на мой взгляд, в нем есть небольшой недостаток. Не все ассоциации оказываются яркими для ребенка, а, следовательно, запоминающимися.
Когда мы учили буквы с сыном, я поняла, что моему чаду совершенно не интересно, что буква «ж» похожа на жука, а на «м» начинается машина. Я не педагог, и могу ошибаться, но, на мой взгляд, ребенок куда быстрее запомнит то, что действительно интересно и необычно. Мы учили буквы по старой, еще советской книжке А. Шибаева. Образы там яркие, оригинальные и запоминающиеся. Еще лучше, если малыш сам придумает, на что похожа та или иная буква или цифра.
Игра — развивает память
Из вышесказанного следует, что одно из самых полезных занятий для развития детской памяти — игра в ассоциации. Подобное времяпровождение поможет скрасить длинную дорогу, сделать прогулку интереснее, а поход в магазин увлекательнее. Можно предложить детям решить, на что похож столб или машина, что напоминает плывущее по небу облако и лужа на асфальте.
Образы и ассоциации, которые будут возникать у ребенка не всегда должны быть визуальными или звуковыми. Можно и нужно подключать иные методы, например, тактильные ощущения, двигательные, вкусовые и даже с запахи.
Например, тактильные и динамические ощущения можно применить при знакомстве с формой предметов: шарик катиться, а попробуйте покатить квадратный кубик. Подключать воображение: «А как будет выглядеть машина с треугольными колесами?». Если при этом вы вместе пофантазируете, как будет трясти бедного водителя, попрыгаете на месте — малыш не только запомнит форму, но и получить массу положительных эмоций.
Самое интересное, что представители современной школы эйдетики ориентированы не только на детей школьного и дошкольного возраста, но и на взрослых. Они уверены, что при должной тренировке можно добиться значительных результатов и запоминании сложных фамилий, иностранных языков, любых числовых значений, лиц и т.д.