Самостоятельная уборка ребенком детской комнаты — болезненная тема для многих родителей. Разбросанные игрушки и вещи, не убранная кровать и оставленные на столе принадлежности для рисования не доставят радости ни одной маме, в то время как малыш редко горит желанием навести чистоту и порядок.
Однако прежде чем говорить о том, что ребенка необходимо приучать к порядку, следует определиться с тем, чего именно Вы хотели бы от него добиться.
Чистота и порядок — не одно и то же
Когда мы говорим об уборке в детской комнате, для нас эти понятия кажутся взаимосвязанными, однако, это не одно и то же.
Чистота в комнате — это непременное условие нормального развития ребенка — чистые полы, стол, отсутствие пыли на полках, какого-либо мусора и прочее.
Порядок означает, прежде всего, наличие у каждой вещи своего места, чтобы ее можно было легко найти и удобно ею пользоваться.
Понятие чистоты для любого человека будет означать примерно одно и то же, а порядок у каждого может быть свой.
Прежде чем приучать ребенка к уборке в своей комнате необходимо понять, что именно от него требуется — соблюдать только чистоту и иметь возможность создавать свой «порядок» или неукоснительно следовать предписаниям родителей.
Если Вы хотите от малыша, чтобы он поддерживал заведенный порядок, следует больше внимания уделить тому, как и куда именно складывать что-либо. Например — эта полочка для машинок, эта для книг, карандаши лучше разобрать по цветам, и так далее.
Мы подходили к вопросу порядка несколько иначе. Как только сын подрос, у него появилась возможность поддерживать в комнате тот порядок, который ему удобен.
Когда я просила его убрать машинки мы вместе решали, где бы он хотел их видеть и как будет удобнее доставать. По мере роста ребенка игрушки перемещались то на полку, то на подоконник, то на комод. Это был тот порядок, который сын хотел бы видеть в своей комнате. И поддерживать его сыну было приятнее.
Таким образом, в отношении порядка допустимы компромиссы и если ребенок бунтует против вашего видения правильности раскладывания вещей, возможно, стоит пойти ему навстречу, разумеется, в рамках разумного. Особенно это касается детей постарше, тем более подростков. Для них уже очень важны собственные представления и правила.
Как приучить ребенка к чистоте
Совсем маленьким детям просто необходимо пачкаться, размазывать краски, забираться по локоть в лужу — так он познает окружающий мир, знакомится со свойствами различных веществ и предметов, предоставьте ему такую возможность.
Убирать за собой годовалому ребенку еще очень не просто. Поэтому вполне достаточно, если он будет видеть, как это делает мама — наблюдая за родителями, малыш всегда замечает действие и результат, перенимает нормы будущего поведения. Немаловажно указывать ребенку что чисто — это красиво, Вас это радует, тогда малыш будет интуитивно стремиться к чистоте.
С трех лет можно постепенно начинать прививать ребенку любовь к чистоте и навыки для ее поддержания.
Самое интересное, дети, как правило, с удовольствием принимают «правила игры». Это же новое, еще неосвоенное действие, которое малыш может совершить самостоятельно. Да, сначала он неаккуратно оботрет стол, плохо промоет кисточки или оставит разводы на зеркале, но он уже сделает это сам!
Малыш покушал — предложите ему вместе помыть его ложку и тарелку, обтереть стол. Сначала будет сложно, в первую очередь маме — мокрая одежда, мокрый пол, да и качество такой уборки будет не на высоте, но всему необходимо учиться постепенно. Если Вы хотите, чтобы ребенок в будущем без напоминаний мыл за собой посуду — стоит потерпеть, похвалить и повторить не один раз то или иное действие.
Немаловажным будет и проявить некоторую изобретательность. Например, сыну было сложно помыть посуду в раковине, а на скамеечке — неудобно и сначала пришлось использовать таз.
Обычная метла — тоже не лучший инструмент для первых шагов к поддержанию чистоты. Но, обрезав ее и собрав заново, Вы легко сможете превратить громоздкий инструмент в более компактный, рассчитанный на возможности малыша.
«Чистота» — понятие весьма обширное и состоит из множества отдельных элементов. Определите, какие именно навыки, прежде всего, необходимо воспитать в ребенке и целенаправленно вырабатывайте их.
Весьма желательно, чтобы уборка происходила сразу же после завершения предыдущего действия, как элемент одной цепочки. Пришел с улицы — помыл руки, покушал — надо помыть тарелку, разлил суп — надо обтереть стол. О регулярных действиях лучше сначала напоминать и оговаривать их заранее.
Не следует сразу же вводить множество новых для ребенка действий, но если он к чему-то стремиться, пытается чем-то помочь — не отказывайте ему в этом и закрепляйте. Деятельность по поддержанию чистоты должна быть регулярной, чтобы стать привычкой.
И, разумеется, никогда не ждите от ребенка выполнения того, чего не делаете сами. Это будет абсолютно бесполезно. Если вы сами никогда не моете обувь, придя с улицы — ребенок тоже никогда не станет этого делать.
Развиваем самостоятельность
По мере освоения тех или иных навыков в уборке, необходимо предоставлять малышу все большую самостоятельность. На этой почве возможно непонимание: «как же так, раньше мы делали все вместе, почему сейчас я должен убирать один?».
Кстати, это основная проблема, с которой я столкнулась сама. Действительно, ребенок не только привыкает выполнять определенные действия, но и делать это с кем-то.
Доводы о том, что он теперь взрослый, самостоятельный и может что-то сделать сам, не имели особого действия. Нас выручил метод «ты же помощник». Пришлось объяснить ребенку, что у мамы тоже много дел и пока он сам убирает за собой, она успеет сделать тоже что-то важное и полезное. Таким образом, разделив обязанности, мы сможем сэкономить время и заняться впоследствии чем-то интересным вместе.
Да, принцип разделения обязанностей в доме мы «изобретали» заново, в форме, которая была бы понятна и одобрена сыном.
Все дети разные и к каждому нужен свой подход. Возможно, что-то придется «выдумать» заново, что-то объяснить, найти доводы, которые были бы ребенку понятны.
Что такое порядок и как его поддерживать
Как уже упоминалось ранее — порядок понятие более индивидуальное, допускающее компромиссы.
Основной составляющей порядка является хорошо организованное пространство. У малыша должно быть достаточно ящиков и коробок, чтобы сложить и рассортировать игрушки. Уже ненужные игрушки и вещи следует сразу выкидывать или отдавать (разумеется, оговорив это с ребенком), иначе уборка превратиться в перекладывания хлама с места на место.
Нельзя требовать от малыша все сразу — «навести порядок в комнате» — это очень объемное требование. Раскидав игрушки, сын часто стоял в недоумении: «что же теперь делать со всем этим?». Тут ребенку сначала необходима помощь.
Следует определить для малыша основные этапы. Даже когда ребенок постарше, лучше оговаривать с ним, что необходимо сделать и выполнять это последовательно. Например, сначала нужно убрать конструктор в коробку, потом расставить машинки на полки. Перед ребенком стоит конкретная задача, которую необходимо решить, процесс уборки упрощается.
Элемент игры можно привнести почти во все и использовать его довольно долго. Например, собирая конструктор очень весело попадать им в большую коробку. Так мы и делали, сначала вместе, а теперь сын самостоятельно. Почему бы и нет? Главное чтобы цель была достигнута.
Ритуал возвращения вещей на свои места тоже должен стать регулярным — например, вечером, перед отходом ко сну.
Часто родители сетуют на раскиданную одежду. В отношении маек и платьев следует проявить особую настойчивость и регулярно напоминать сложить одежду аккуратно при каждом переодевании, «хаос» в шкафчике в саду тоже должен устраняться ребенком самостоятельно.
Как приучить к порядку детей постарше
С вопросом уборки в детской комнате сталкиваются не только родители малышей, но и школьников и особенно подростков. Возможно, в более раннем возрасте, Вы что-то упустили, где-то проявили излишнюю мягкость. Да, нам родителям свойственно жалеть детей и делать всю работу за них. Но вот ребенок уже может все делать сам, но совершенно не хочет. Как поступить в таком случае?
Юному члену семьи важно понять, что уборка нужна не только Вам, но и ему. Возможно применение метода причины и следствия — в беспорядке «потерялись» наушники, или любимая юбка дочери.
Откажитесь выполнять за ребенка его обязанности. Не собрал вещи для стирки — что поделать, придется носить грязные, а невымытую после обеда тарелку придется сначала помыть перед ужином. Это заставит ребенка задуматься — возможно, стоило сразу повесить юбку в шкаф или помыть посуду сразу.
Еще одним хорошим стимулом для детей постарше станет приглашение в гости сверстников. Какому ребенку захочется прослыть неряхой в кругу собственных друзей?
Для кого-то стимулом будет обновление интерьера в комнате — вместе подобрать новые занавески или бра, новое покрывало на кровать. Чем больше вещей, которые ребенку нравятся, тем больше хочется, чтобы они были заметны, а не завалены и не терялись на фоне беспорядка.
Таким образом — подход будет сугубо индивидуальным. Вы как никто другой знаете своего ребенка, и какие стимулы можно использовать, чтобы добиться желаемого. Побудительные причины часто приходится поискать, отойти от используемой схемы.