Как бы родители ни относились к эмоционально-окрашенным исконно-русским выражениям, вряд ли кого-то радует, когда ребёнок начинает ругаться, используя мат. Конечно, первая реакция может быть различной: кто-то засмеется, кто-то испытает настоящий шок. Но, если чадо раз за разом повторяет ненормативные выражения, любой родитель задумается: «А что собственно с этим делать?».
Чтобы разобраться, как бороться с подобным, стоит проанализировать, откуда вообще появилась эта дурная привычка и что побуждает ребенка вести себя столь вызывающим образом. Причем, недостаточно найти источник, из которого малыш «подцепил» выражение, необходимо выяснить, с какой целью он использует в своей речи мат.
Откуда это берется и что делать?
Вовсе не обязательно, чтобы в окружении ребенка были взрослые, которые постоянно используют мат в своей речи. Он мог услышать подобное выражение просто на улице, по телевизору, в детском саду, даже прочесть на заборе. Конечно, необходимо свести к минимуму контакт малыша источниками ненормативных выражений, но полностью исключить его никогда не удастся.
Повсеместно любой ребенок будет слышать выражения, которые не стоит использовать в речи. С этим, увы, придется смириться. Задача родителей помочь подрастающему человечку разобраться, почему использование подобных выражений считается некультурным. Как подойти к этому вопросу, зависит от возраста ребенка.
Дети до 4х лет
Разумеется, подобная граница достаточно условна. Но всем ясно одно — дети до определенного возраста не совсем точно понимают назначение и смысл произносимых или слов. Ребёнок до 4 лет еще пополняет свой словарный запас и для него вполне естественно повторять всё, что он услышит от взрослых людей или от других детей.
Поэтому если Вы заметили крепкое выражение в устах совсем маленького карапуза, не стоит бить панику. В этом случае можете следовать одному одно из предложенных моделей поведения:
- Полностью проигнорировать это выражение, не придав ему никакого значения. Вероятно, ребёнок через некоторое время просто забудь новое слово.
- Попробовать объяснить малышу, что использовать подобные выражения крайне некультурно. Они обидные и вредные.
Категорически нельзя:
Не позволяйте себе реагировать слишком эмоционально на грубое выражение в устах малыша. Ни в коем случае не смейтесь! Не надо так же повышать голос и всячески демонстрировать свое неудовольствие. Тем самым Вы дадите ребенку понять, что слово это особенное и им можно привлечь внимание родителей.
Вы бы сами забыли волшебную фразу, которая способна немедленно рассмешить или сделать Вас центром всеобщего внимания? Вряд ли. И ребенок тоже не забудет, либо это потребует значительно больше времени. Причем, чем острее Вы будете реагировать, тем сильнее плохое слово будет фиксироваться в детском мозгу как «красная кнопка» влияния на родителей. Причем смысла произносимого малыш по-прежнему не будет понимать.
Дети старшего дошкольного возраста
Ребёнок после 4 лет уже понимает, что он произносит. Да, малыш еще не знает смысла выражения, которое проявляется в его речи, но прекрасно отдает себе отчет в том, что это ругательство, обидное выражение. Также для него оно имеет определенную эмоциональную окраску само по себе.
Например, если ребенок услышал мат от старших товарищей, то может решить, что оно демонстрирует уверенность в себе, раскрепощенность. Конечно, малыш еще не мыслит такими категориями, но прислушайтесь сами, с каким выражением дети произносят ругательные слова. В их тоне и вызов и некоторая нотка надменности, превосходства.
Точно так же прислушайтесь к своему чаду — что он вкладывает в произносимое выражение? Сейчас Вашей задачей будет изменить восприятие понравившегося слова, либо заменить его на иной способ выражения эмоций, будь то злость или желание задеть.
Спокойно поговорите с малышом, спросите, что он хотел сказать, когда произносил подобное. Хотел обидеть маму? Или привлечь внимание? А может быть похожим на соседского школьника?
В зависимости от того, к каким выводам Вы придете есть несколько вариантов решения:
- Если ребенок действительно хотел обидеть, задеть, выразить свое негодование таким образом — предложите ему альтернативу.
Объясните, что есть иные более культурные способы проявить свои эмоции. Пусть потопает ногами, выскажется, порвет бумагу. Известно, что многие матерные выражения очень ярко эмоционально окрашены, звучны, довольно резки. Придумайте свое собственное выражение, которое будет столь же экспрессивно. Это можно даже превратить в игру и выучить новые сложные слова, названия животных, стран. Помните старый анекдот про колхоз имени Рабиндраната Тагора? Примените принцип наоборот. - Желание подражать и привлекать внимание
С этого возраста дети начинают общаться между собой, и ребенок может просто хотеть быть похожим на старшего сверстника. В этом случае стоит объяснить, что не все примеры требуют подражания. Если родители друга не против, поговорите с «образцом для подражания», спросите, знает ли он значение того, что говорит. Скорее всего, ребенок смутится. Это будет наглядной демонстрацией того, что нет выражения, которое действительно способно повысит авторитет и придать уверенности в себе.Объясните это ребенку, скажите, что видимо дети или взрослые, от которых он услышал подобное, слишком не уверены в себе, не могут иначе выразить свои мысли, часто даже не понимают, что такие слова обижают окружающих.
- Манипуляция
Если ребёнок использует ругательства в обращении с родителями, произносит его с вызовом и будто чего-то ожидает (да-да, это весьма заметно по выражению глаз и позе) — скорее всего он все-таки понял, что данное слово может вызывать ответную реакцию. Возможно, Вы слишком заняты и даже внимание, в виде порицания или наказания малыш стал воспринимать как благо?В этом случае необходимо сохранять полное спокойствие и, конечно, постараться уделить чаду чуть больше внимания. Попробуйте больше разговаривать, играть с малышом, ходить на прогулки. Вскоре слово уйдет из его лексикона.
Школьный возраст
В жизни ребенка многое изменилось. Новые обязанности, новые друзья, увеличившаяся нагрузка. А тут еще и кризис 7 лет. Ребенок переживает всплеск разнообразных эмоций, в том числе негативных. Само по себе это явление не опасно, скорее наоборот, оно необходимо для становления развитие нервной системы, но для выражения своих чувств малыш начал использовать ненормативную лексику, это стоит пресечь.
В принципе в данном случае подойдут советы, пригодные для дошкольника, да и случаи могут быть сходными. Единственная разница заключается в том, что с ребенком можно уже поговорить более серьезно о ругательствах. Объяснить, что они означают, спросить, хочет ли он применить подобные выражения в своей речи. Объяснить, что есть слова-синонимы и альтернативные способы выражения эмоций.
Подросток
Подростком, как правило, движет желание казаться старше, чем он есть на самом деле. Все, что запрещено, ему кажется очень «взрослым». Именно в этот период дети начинают пробовать ругаться матом, курить и употреблять алкоголь.
Психологи уверены, что это необходимый этап развития человека от детства к взрослости. Подростку просто необходимо «идти против системы». Бороться в этот период с подобными проявлениями крайне сложно. Скорее всего, если у Вас культурная семья, где никогда не использовались матерные выражения в повседневной жизни, он сам через некоторое время перестанет употреблять их.
Чтобы это произошло чуть раньше с ребёнком можно поговорить о культуре русского языка. Не пытайтесь наставить его на путь истинный и не ругайтесь — это не приведет к положительному результату. Помните, что в этот период самое главное остаться другом своему ребенку, чтобы он смог поделиться откровенно собственными переживаниями и мыслями. Вот и поведете себя как друг.
Пережить сложный период поможет соблюдение некоторых рекомендаций:
- Вы можете ввести ограничение на произнесение подобных фраз дома, это не противоречит принципам, установленным между друзьями. Ведь уважение взглядов другого человека — важная составляющая в близких и доверительных отношениях. Но не стоит выяснять отношения, если из уст чада очередной раз вырвется некультурное слово. Мягко напомните ему об уговоре.
- Познакомьте ребенка с историей ненормативной лексики. У каждого слова есть свое происхождение и это, кстати, довольно интересно. Обладая подобными сведениями, подросток уже не захочет использовать слова не к месту.
- Ограничьте по возможности влияние дурных компаний. Предложите ребенку заняться спортом, записаться в кружок, сами проводите с ним больше времени.
- Найдите примеры для подражания. Посмотрите видео с успешными людьми, обладающими широким словарным запасом. Сравните поведение культурных взрослых, не использующих ненормативную лексику, и тех, кто «засорил» свою речь матом в качестве междометий. На кого приятнее смотреть? С кем хочется общаться? На кого быть похожим?
- Объясните, что мат, подобно словам паразитам, обесцвечивают речь, делают ее скудной и, несмотря на видимую экспрессивность, она становится зачастую невыразительной, а доводы некультурного человека звучат неубедительно.
Общие рекомендации
Итак, какие общие рекомендации можно дать родителям, если они заметили, что ребенок начал использовать ненормативную лексику?
- реагировать спокойно;
- объяснять, что слово это плохое;
- предлагать альтернативные варианты;
- расширять словарный запас ребенка;
- уделять малышу больше внимания;
- найти и предложить хороший пример для подражания.
И, конечно, в Вашей речи тоже не должно быть вредных и ненормативных выражений. Малышу важно постоянно видеть перед собой пример культурного общения. Желательно так же постараться меньше задевать ребенка и членов семьи, повышать голос, чтобы мат не стал для чада единственным способом задеть, обидеть или отстоять свою точку зрения.
И последний совет — старайтесь привить ребенку любовь к чтению. Герои в книгах редко употребляют ненормативные выражения, их речь очень литературна (конечно, если не говорить о некоторых современных произведениях).
Постарайтесь увлечь ребенка детской классикой. Читайте сами и предлагайте ребенку произведения Волкова, Твена, Жюля Верна и Майна Рида. Устраивайте литературные вечера. Это обогатит словарный запас чада, даст возможность найти для себя действительно достойный идеал для подражания.