Все родители стремятся дать детям лучшее с самого рождения. Что нужно ребенку в первую очередь? Многие ответят — игрушки. И это действительно так. Именно в игровой форме малыш познает окружающий мир, и игрушка, как ни один другой предмет помогает ему в этом.
В настоящее время на прилавках магазинов можно встретить игрушки на любой вкус — простые и сложные, большие и маленькие и конечно развивающие все, что только можно. Потеряться в этом разнообразии легко. Очень соблазнительно купить игрушки для развития мелкой моторики и осязания, музыкального слуха и речи, логики и мышления.
Однако прежде чем бросаться в магазин, следует разобраться, какие игрушки действительно будут полезны ребенку.
Для чего нужна игрушка
Первым при покупке чего-либо является ответ на вопрос «зачем?». Раз речь идет именно о развивающей игрушке, значит, что-то Вы хотите развить, чем-то помочь ребенку.
Если речь идет о развитии логики — это будут игрушки одного типа, если о мелкой моторике и координации движений — совсем другого. Покупать все и сразу по принципу «разовьем все» непрактично и выгодно исключительно производителю.
Подумайте, зачем Вы хотели бы купить игрушку и огромный выбор сразу сузится. Затем оцените, насколько хорошо она будет способствовать развитию навыка, и какие дополнительные возможности может дать.
Например, если Вы решили купить пирамидку для развития мелкой моторики и знакомства с размером объектов следует оценить, сколько в ней элементов, различаются ли они по цвету.
Если колечки однотонные — ребенок будет ориентироваться в первую очередь на размер, если цветные — на размер и цвет. Существуют и пирамидки с различной формой деталей — в этом случае малыш будет не только изучать размер и цвет, но и форму предметов.
При каждом усложнении игрушки будет несколько страдать развитие навыка ориентирования исключительно по размеру. Например, ребенок может запомнить последовательность цветов колец, и не придать значения их размерам. А различная форма и вовсе усложнит процесс сопоставления.
Таким образом, если цель именно изучение размеров объектов лучше выбрать более простую и однотонную пирамидку, как бы ни были соблазнительны другие варианты.
Простота и удобство игрушки
Зачастую, когда идет речь о детских развивающих игрушках родители представляют себе нечто сложное и многофункциональное. Что-то что и песенку споет, и животных покажет, и формы определять научит.
Увы, на деле все не совсем так, как хотят показать нам производители товаров для детей. Наличие в одной игрушке кнопок с различными звуками, счетного материала и разного вида фигур, возможно, заинтересует ребенка, но ровно на столько, чтобы изучить, что же может этот предмет.
Что делать с такой игрушкой ребенок может так и не придумать — вроде и крутится и поет и детали разные, но как правильно использовать — не понятно. Да и сами родители, обучая малыша, не станут обращаться к громоздкой игрушке долго — для счета можно использовать кубики или мячики, для изучения формы — различные вкладыши и пирамидки.
Поэтому, если родители хотят, чтобы игрушка развивала мелкую моторику, речь и логику, скорее всего, придется приобрести не одну, а три разные игрушки. Иначе ребенок просто запутается во всем этом функционале и откажется играть.
Разумеется, чем старше ребенок, тем более сложную игру можно ему предложить, однако пользу обычного детского конструктора мало кто будет оспаривать. Он позволит и познакомить ребенка с цветом, формами за счет использования различных деталей, будет способствовать развитию мелкой моторики и логического мышления, оставаясь при этом одной из самых простых игрушек.
Станет ребенок играть или нет, зависит и от возможности самостоятельно осуществлять те или иные действия с игрушкой. Например, в случае с той же погремушкой — будет ли удобно ребенку ее держать, катать, трясти.
Если игрушки предполагают кнопки — сможет ли ребенок самостоятельно нажимать на них. Если речь идет о различных сортерах — насколько удобно будет малышу помещать детали в отверстия. Совсем маленькому ребенку куда удобнее помещать детали сверху, а не сбоку или снизу.
Возможность фантазировать
Что показательно — зачастую, чем меньше функций предложено производителем, тем больше вариантов игры. Какие действия производить с игрушкой ребенок и родители могут решить сами.
И это является еще одним критерием выбора действительно интересной и полезной игрушки для ребенка. У малыша должно быть множество вариантов использования игрушки, многие из которых он изобретет сам.
Если производителем заложена всего одна конкретная функция — например, надевание деталей на штырьки, то это скорее не игрушка, а тренажер для развития определенных навыков.
На какое время взрослого человека заинтересовало бы выполнение одних и тех же действий, даже если этих действий пять? Не думаю, что надолго.
У ребенка еще больше требований, ведь он активно познает мир, ему необходимо попробовать наибольшее количество действий, познакомиться со всеми возможными результатами собственных манипуляций.
Поэтому некоторая незавершенность игрушки вызывает большую заинтересованность. Следует исходить не только с точки зрения «что можно делать с игрушкой», но и с позиции, «что можно сделать с помощью игрушки».
Например, мозаики — при видимой однозначности назначения они предоставляют ребенку широкие возможности в развитии воображения, творчества, многообразие конечных вариантов. Значит, малыш станет заниматься с такой игрушкой, развивая при этом мелкую моторику и концентрацию, усидчивость и последовательность.
Еще один пример — шнуровка. Часто производители закладывают четкий алгоритм действий со шнурками — прошнуровать конкретную деталь, зашнуровать ботинок и прочее.
Рассматривать такие изделия как игрушки было бы не совсем верно — это скорее инструменты для развития определенного навыка — продевать веревочку в дырочки в определенной последовательности или завязывать ботинки. Навык полезный, но вряд ли ребенок надолго этим заинтересуется и станет играть самостоятельно. Это скорее материал для занятия взрослого с малышом.
Однако, если та же самая шнуровка будет представлена в разных цветах и с картонками с разными типами отверстий, размещенных в разных местах, возможность фантазировать и изобретать собственные узоры, переплетения и комбинации открывают множество различных вариантов перед ребенком, следовательно, могут на долго занять его внимание.
Качество игрушки
Разумеется, говоря о любом виде детских товаров, не следует забывать и о качестве. Все детали должны хорошо крепиться, швы, если они имеются, хорошо прошиты. Недопустимо чтобы из игрушки торчали нитки или набивочный материал, облезала краска с деталей.
Обращайте внимание на этикетку — чем более качественно и грамотно она составлена, тем больше вероятность, что и игрушка не подведет. Обязательно должен быть указан ГОСТ и рекомендации по использованию и уходу.
Подвижные элементы игрушки должны хорошо двигаться, не цепляться. Если элементы вставляются в отверстия или надеваются на штырьки — они должны проходить свободно.
Когда речь идет об интерактивной говорящей игрушке — проверьте качество звучания, звуки должны быть понятны и приятны на слух.
Набивные игрушки желательно выбирать с синтепоном, такие игрушки более безопасные, не склонны накапливать вредные вещества и легко стираются.
Возраст ребенка
И естественно главное, на что следует опираться при выборе той или иной игрушки — это возраст ребенка. В разных возрастных категориях потребности в развитии тех или иных навыков, конечно, будет различной. Будут и различаться игрушки, которые необходимо приобрести.
Желательно, выбирая игрушку рассчитывать на больший срок ее эксплуатации. Например, покупая годовалому ребенку кубики, можно сразу приобрести набор с цифрами и буквами. Сначала они будут использоваться как строительный материал, а в дальнейшем помогут познакомиться с чтением и счетом.
Для детей в возрасте до 3-х месяцев основными органами получения информации о мире являются зрение и слух. Различные погремушки и мобили — первые развивающие игрушки для новорожденных. Основным требованием к игрушкам для этого возраста будет — контрастность. На однотонных и контрастных игрушках легче всего фокусировать взгляд.
После 3-х месяцев ребенок не только умеет следить за игрушкой, но и пытается ее схватить. Таким образом, игрушки для детей этого возраста должны развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений. Если игрушка будет пищать и привлекать внимание, побуждать ребенка тянуться за ней, брать в руки, мять, перекладывать — это нужная игрушка.
Идеальной игрушкой для детей от трех месяцев и почти до года может стать развивающий коврик. В нем предусмотрены инструменты для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений.
К 5-6 месяцам не забудьте добавить в арсенал развивающих игрушек зубопрорезыватели. В этом же возрасте можно подключать различные перчаточные куклы. Так ребенок сможет лучше познакомиться с мимикой. Большой плюс подобных кукол состоит в том, что и в дальнейшем Вы сможете использовать их по совершенно различному назначению. От кукольного театра, до совместной «игры в сказку» с ребенком.
Ребенок в возрасте от года до трех познает мир предметов и форм. В этом возрасте ему необходимо получить большой объем информации о предметном мире. Что и как движется, складывается, что к чему относится. Помимо мелкой моторики в этот период начинает развиваться и логика и образное мышление, активно развивается речевой аппарат.
В возрасте около года так же можно начинать осваивать пирамидки, сортеры, конструктор с крупными деталями, книги с толстыми страницами, знакомится с фигурками животных. В качестве развивающих игрушек детям старше года хорошо подойдут различные кубики: мягкие, позже деревянные и пластмассовые.
С 1.5-2 лет уже могут активно использоваться пазлы. С двухлетнего возраста можно добавлять и различные шнуровки.
Чем старше ребенок, тем более сложные игрушки можно ему предлагать — более мелкий конструктор, пазлы с большим количеством элементов.
После трех лет, когда основной познавательной деятельностью становится уже не изучение объектов и их свойств, а активное освоение социальных навыков, арсенал игрушек может быть дополнен различными наборами для творчества, игры в доктора или юного химика, различными интеллектуальными играми, интерактивными игрушками.
Обычно после трех лет родители уже знают о предпочтениях ребенка, и ориентироваться во всем многообразии становится немного легче, хотя промахи неизбежны — сложно предугадать наверняка понравится ребенку та или иная игрушка, или нет и как он ею распорядится.