Часто можно услышать от учителей в школе или от родителей, что дети не хотят учиться, потеряли интерес к учебе (если он был). «Ничего не помогает», — сетуют родители, — «ни разговоры, ни уговоры, ни угрозы, ни наказания!» Почему так происходит? Одно дело, когда перестает учиться подросток и совсем тяжело понять, почему это происходит с младшим школьником.
Не хочет идти в школу
Приведу пример. У одной моей знакомой ребенок перед первым классом категорично заявил, что в школу не хочет. Никакие уговоры, экскурсии в будущую школу не помогли изменить его мнения. Но в первый класс ему пришлось идти.
Знакомая надеялась, что, когда он познакомится с ребятами из класса, найдет друзей, ему станет интересно. Прошла первая четверть, а ситуация не изменилась, скорее наоборот, усугубилась. Родители не знали, что делать. Уроки проходили интересно (маме разрешили посетить уроки и посмотреть, как чувствует себя ее ребенок в классе), но мальчик все время жаловался, что ему не хочется идти в школу, и каждое утро начиналось с причитаний и уговоров.
Как и любая нормальная мать, моя знакомая пыталась решить эту проблему с помощью специалистов: ходила к психологу, неврологу и даже к психиатру, но специалисты в один голос твердили ей, что здоровье мальчика в порядке. При очередной нашей с ней встрече она поделилась своими переживаниями по этому поводу.
Что же произошло? Почему школа вызвала у него такие впечатления? Что вообще может так влиять на отношение у детей к школе и учебе? Давайте попробуем разобраться в возможных причинах, а затем и в способах мотивации на учебу.
Как это бывает
Обратимся немного к психологии младшего школьника. Обычно у тех, кто поступает в первый класс, мотивация к учению велика, детям хочется учиться, ходить в школу, встречаться со своими одноклассниками, они стараются получать хорошие отметки, похвалу от учителя.
Учитель на данном этапе для них пример для подражания, самый главный и умный человек на земле, который все знает и которому можно все рассказать. Даже родители в этот период не так авторитетны.
Это благополучно продолжается четыре года. Ведущим видом деятельности все эти годы является игра, поэтому практически каждый урок проходит в игровой форме, что оставляет у детей положительные эмоции.
Но бывают и исключения. К примеру, сын моей знакомой, о котором я писала выше. Надо сказать, что таких случаев обычные учебники по психологии не описывают, но такие дети встречаются не так уж и редко. Причины разные.
«Школа — это что-то безрадостное»
Например, побеседовав с сыном знакомой (предварительно задобрив и подкупив его мороженым), я узнала, что на ребенка неизгладимое впечатление произвели возвращения мамы с работы (она несколько лет до этого работала учителем), которая была «усталая и злая», «ела, а потом долго что-то писала в тетрадках».
С тех пор мальчик для себя понял, что школа — это что-то безрадостное, где целыми днями пропадала мама и возвращалась злой. И теперь ни одноклассники, которые, по его словам, ему нравятся, ни интересные уроки не могут изменить его мнения.
Все это я рассказала знакомой, чтобы та посоветовалась с психологом, и они вместе решили, что делать.
«Потерплю немножко»
В еще одной знакомой семье ребенок не хотел идти в школу, потому что надо будет рано вставать и выполнять домашнюю работу. Как только его не уговаривали, что учиться интересно, ребятишек будет много, с которыми он будет дружить — мальчик отказывался.
В школу он пошел и со временем даже втянулся, учеба понравилась, но на вопросы про то, как ему школьная жизнь, ребенок грустно вздыхает и говорит: «Терплю понемножку».
Грустно, что так получается. А ведь начальная школа — это самое светлое, радостное время детства, когда много нового узнаешь каждый день, впереди столько открытий, интересного, а рядом твои одноклассники, учитель и родители. И что будет дальше, если в начальной школе ребенок не хочет учиться? Дальше и программа сложнее, и гормональные взрывы, которые не дадут покоя. Многие дети теряются во всем этом, стараются сбежать от трудностей, потому что по-другому не умеют еще, прогуливают уроки, которые не нравятся, не ходят в школу. А все потому, что взрослые вокруг просто не смогли помочь ребенку найти интерес в учебе, правильно мотивировать его на дальнейшее обучение.
Что делать?
Что же можно сделать, чтобы будущий первоклассник или младший школьник изменил свое отрицательное мнение о школе и учебе?
Найти причину
Для начала просто поговорите с ребенком. Не как родитель (или учитель) с ребенком (или учеником), а просто как друзья, приятели. Не пытайтесь навязать силой свое мнение — ничего не получится. Разберитесь, почему он не хочет в школу. Может, чего-то боится (учителей, остаться в классе без родителей, плохих отметок и т.д.); а может, просто кто-нибудь из друзей или старших товарищей ему сказал, что в школе плохо, и это мнение повлияло на вашего ребенка, или его кто-нибудь в классе (школе) обижает. В общем, разберитесь с этим без пристрастия и напора. И, исходя уже из этого, начинайте действовать.
Если ваш сын или дочь не ладят с кем-то из класса или школы, то поговорите с учителем и объясните проблему — думаю, это достаточно скоро перестанет беспокоить ребенка.
Развейте страхи
Если кто-то рассказал, что учеба в школе — каторга, и тем самым напугал ребенка, то постарайтесь развеять эти страхи на корню (например, найдите видео с уроков или школьных праздников, мероприятий и покажите ребенку, как здорово смотрятся ученики за партами и на сцене, обратите на это его внимание).
Если ребенок боится плохих отметок, то просто поясните ему, что не все сразу получается, и отметку можно любую исправить, если что.
Только, уважаемые родители, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не рассказывайте ребенку о том, что вы сами в школе учились плохо, не показывайте свои дневники или тетради! Иначе вы рискуете получить сына или дочь, который (которая) не просто не будет расстраиваться из-за плохих отметок, а еще и рассказывать, что его мама (папа) тоже учились на одних тройках (двойках).
Если ребенок боится остаться в классе без родителей, то некоторое время лучше кому-то из родных (если есть такая возможность) посидеть в коридоре, пока идут уроки. Это обычно случается у первоклассников, поэтому посидеть три урока в школе не сложно. Зато потом, когда ребенок познакомится с одноклассниками, найдет друзей, втянется в режим школы, все страхи исчезнут, и все наладится.
Не откладывайте
Главное — не надейтесь, что это само пройдет, когда ребенок станет чуточку старше, поймет, что ему нужно учиться, а начинайте действовать, находить подходы к ребенку сразу. Ваш ребенок будет расти, а неприязнь к учебной деятельности и школе сама по себе не исчезнет, а только усилится в связи с разными факторами в учебном процессе и в самом ребенке. Поэтому объедините свои усилия со школой и покажите ребенку, что школа, уроки, учеба — это увлекательный мир.