Книжки
Ребенок проявляет большой интерес к книгам. Теперь он не только их жует или мнет страницы. Малыш с интересом рассматривает картинки, пытается их трогать, переворачивает страницы.
Подберите для ребенка хорошие, иллюстрированные детские книжки. Выделяйте время на чтение, рассматривайте вместе картинки, показывайте и называйте объекты в книгах.
Разлука
Малыш по прежнему тяжело переносит разлуку с мамой. Достаточно маме выйти из комнаты, как ребенок может начать плакать. Это естественно: он любит вас, зависит от вас и огорчается, когда вы его покидаете.
Когда вы оставляете своего ребенка с другим человеком, в саду или с няней, не стоит устраивать слезные прощания, это только усугубит ситуацию. Спокойно попрощались, поцеловали малыша, сказали, что скоро вернетесь за ним и ушли. Ребенок потихоньку будет привыкать к вашему отсутствию. Скорее всего он перестанет плакать практически сразу, как вы скроетесь из его поля зрения.
Не нужно постоянно, ежесекундно быть с ребенком. Вы можете помочь ребенку чувствовать себя более независимым, оставляя его на некоторое время. Например, когда он уползает в другую комнату, то сразу не бегите за ним (но наблюдайте). Он должен понимать, что мама близко, но при этом он может находиться и без нее. Например, если вы вышли в другую комнату, скажите малышу громко, что вы там, подождите пару минут, а потом возвращайтесь. Конечно, нужно быть уверенным, что ребенок будет все это время в безопасности.
Говорим и понимаем
Разговорные навыки вашего ребенка продолжают стремительно развиваться. Поощряйте его интерес к языку. С интересом слушайте, что говорит ребенок и разговаривайте с ним.
Некоторые дети умеют выполнять простейшие действия, о которых вы их просите. Например, «Принеси, пожалуйста, мячик» или «Возьми ложку». Не просите о чем-то слишком сложном, лучше разделить сложное действие на несколько простых, учите ребенка по шагам, укрепляя понимание действий жестами.
Разговоры
Ребенок уже может знать несколько простых слов: «мама», «папа», «баба» и другие. Он по прежнему не говорит никаких фраз, но при этом разговаривает уже сложными звуками, которые звучат так, как будто ребенок говорит на другом языке. Реагируйте на его разговоры так, как будто понимаете о чем идет речь.
В этом возрасте ребенок может уже отвечать жестами на некоторые простые вопросы или просьбы. Например, вы говорите «Где твой нос?» и показываете пальцем на нос, ребенок дотрагивается пальчиками до своего носа. Или вы просите «Дай мне чашку» и показываете на нее. Малыш может даже отвечать по своему на ваши просьбы. Например, он может покачать головой, подразумевая «нет».
Называем объекты
Ваша задача помочь ребенку установить связи между объектами и их названиями. Чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее будет расти его словарный запас.
Разговаривайте с ребенком, произнося названия вещей, которые его окружают. Рассматривайте книжки и называйте то, что изображено на рисунках. Например, в магазине покажите и назовите ребенку овощи и фрукты, называйте их цвета.
Иногда можно давать ребенку «высказывать» свое мнение. Например, перед игрой положите перед ним пирамидку и мячик и спросите, во что он хочет сейчас поиграть. Или спросите его утром, какие носки он бы хотел надеть, красные или зеленые. Давайте ему пока только два варианта на выбор и обязательно положите их перед ним. Малыш сейчас наверное не сможет ответить, но это заложит фундамент для дальнейшего развития.
Первые шаги
Ребенок уже может начинать делать свои первые самостоятельные шаги. Если ваш малыш еще не ходит, то это нормально, некоторые дети начинают ходить только в 16-17 месяцев.
Вы можете подбодрить его, стоя на коленях перед ним и протягивая к нему руки. Также можно держать ребенка за обе руки, а он будет идти к вам. Или, например, вы и супруг садитесь на пол друг на против друга на расстоянии полутора метров, и малыш ходит от мамы к папе и обратно.
Прощай соска
Если ваш малыш был приучен к сосанию пустышки (соски), то теперь самое время отучить его от этого. Чем дольше он будет продолжать использовать соску, тем труднее потом будет расстаться с ней. Но что более важно, сейчас она может затормозить развитие его языковых навыков.
Иногда бывает довольно сложно отучить ребенка от соски. Делайте это постепенно. Сначала ограничивайте ее использование днем, а затем полностью откажитесь от нее ночью.