Физическое развитие
Мышцы ребенка продолжают стремительно укрепляться. Раньше, когда вы брали малыша на руки без поддержки головы, его голова запаздывала за движением его плеч и рук (запрокидывалась). Теперь же голова будет двигаться одновременно с телом без запрокидывания.
Лежа на животе, ребенок будет делать толкательные движения ножками. Это первые шаги к будущему ползанию.
Продолжает развиваться умение делать перевороты с живота на спинку или со спины на живот.
Речь
Начиная с этого возраста ребенок будет развивать способность составлять некоторые вокальные звуки. Это означает, что уже с 5 месяцев вы можете услышать то, о чем мечтали — ваш малыш может произнести звук «ма-ма»! Эксперты в области развития детей говорят, что пока малыш не связывает этот звук с мамой, но вам же все равно безумно приятно его слышать.
Вы можете всячески поощрять попытки общения вашего ребенка. Подражайте и имитируйте его выражения и звуки. Когда ребенок что-то произносит, а вы одобрительно реагируете на это, то это помогает ему понять важность языка. Это также поможет ему лучше понять причины и следствия — ребенок говорит, вы реагируете.
Питание
Животик вашего малыша уже значительно больше и его не нужно наполнять так часто, поэтому частота кормлений сокращается. У некоторых детей частота кормления сокращается до 4-5 раз в день. Но обычно, если дети исключительно на грудном вскармливании, то частота кормлений составляет 6-8 раз в день.
При кормлении, малыш может часто отвлекаться на различные внешние факторы, поэтому, чтобы он постоянно не отрывался от груди или соски, старайтесь кормить ребенка в тихом месте.
В течение первых четырех-шести месяцев ваш ребенок получает все питательные вещества необходимые ему из грудного молока или молочной смеси. Желудочно-кишечный тракт ребенка уже более развит и сосательный рефлекс потихоньку начинает угасать. Со второй половины пятого месяца некоторые родители начинают вводить прикорм. Обычно в качестве первого прикорма используется фруктовое (яблочное, грушевое) или ягодное пюре.
Есть множество диаметрально противоположных мнений о том, стоит ли вводить прикорм сейчас или нужно делать это позже, поэтому здесь все очень индивидуально. Но как правило прикорм вводят, начиная с 6 месяцев.
Играет сам
Ребенок может сам играть сам со своими руками и ногами довольно продолжительное время. Малыш любит повторять одно и то же действие снова и снова. Вы можете заметить, что теперь есть периоды, когда вам не обязательно всегда находиться во взаимодействии с ребенком. Малыш может сам ненадолго занять себя.
Ребенок проявляет все больший интерес к различным вещам, внимательно рассматривает их. Даже краешек пеленки может занять малыша на некоторое время, ведь его так интересно сжимать, тянуть и жевать.
Если дать ребенку погремушку, то вы заметите, как он радуется, когда будет трясти ее и слышать издаваемый звук.
Если вы взяли ребенка на руки, а на шее у вас висит цепочка или бусы, то будьте уверены, это станет для него интереснейшей игрушкой.
Малыш активно использует рот для изучения предметов. Все, что попадает ему в руки оказывается сначала во рту. Это очень важно для развития, не запрещайте ребенку так делать, но следите, чтобы он не брал в рот грязные или опасные вещи.
Если ребенок приучен к соске, то на время игры вынимайте ее, чтобы освободить рот ребенка.
Различает цвета
К этому возрасту ребенок уже хорошо различает цвета. Да, дети могут различать цвета с рождения, но малыши испытывают трудности в распознавании цветов одного оттенка, например, красный с оранжевым. Поэтому для новорожденных дети предпочитают контрастные предметы. Сейчас же цветовые различия становятся для ребенка более ясными, и он уже может различать похожие оттенки.Смех
В пять месяцев ребенок начинает смеяться и весело хихикать. Это очень весело и забавно, особенно для родителей. Ребенок развивает свое чувство юмора. Он реагирует на веселые игры, например, когда вы играете в прятки — ваше лицо резко появляется из-под одеяла или когда игрушку вытаскивают из коробки, когда вы корчите смешные рожицы или сами весело смеетесь. Главное не делать это резко и громко, а то можно напугать малыша.
Новые звуки
Малыш добавляет в свою речь новые звуки. Дети в этом возрасте могут выучить новый звук и долгое время повторять его, не добавляя новых. Это нормально — дети осваивают один навык, потом переходят к следующему.
Ребенок может внимательно наблюдать за вашим ртом, когда вы говорите, и пытаться подражать вам, произнося согласные звуки, такие как «м» и «б».
Сон
Сохраняется долгий ночной сон с перерывами на кормления и два-три дневных сна.
Для отхода ко сну уже желательно выработать некоторый ритуал. Это может быть купание или чтение книжки на ночь. Перед сном лучше сильно не разыгрывать ребенка и не шуметь.
Желательно последовательно подводить ребенка ко сну: покормили, покупались, надели пижаму, покачали на ручках и засыпаем. Но это только на бумаге, в реальности многие дети засыпают только на груди. Но так или иначе ритуал очень и очень важен.