В последние десятилетия информационные технологии эволюционируют столь быстрыми темпами, что уследить за их развитием под силу далеко не каждому. Сейчас, даже сложно представить, что первый мобильный оператор появился в России менее 25 лет назад, и не прошло 20 лет с тех пор, как персональный компьютер стал предметом повседневного пользования.
Отчасти поэтому до сих пор не утихают споры о пользе и вреде компьютера для ребенка. Пройдет еще несколько десятилетий и, возможно, они постепенно улягутся, как было с другими источниками информации — радио и телевидением.
Рассуждаем мы сейчас, вреден ли телевизор? Практически нет — каждая мама знает, что длительное время перед экраном портит глаза и осанку, что есть полезные и вредные передачи, специальные детские каналы и родительский контроль. Мы просто адаптировались сами к этому явлению и стараемся дать ребенку лучшее из того, что оно привнесло в нашу жизнь.
Информационные технологи — массовое явление
Кто-то, возможно, удивиться к чему такое предисловие, но я заметила интересную вещь — до сего момента компьютер и взаимодействие ребенка с ним рассматривается как взаимодействие с неким предметом, а не массовым явлением.
Мир меняется и меняется весьма стремительно, гораздо быстрее, чем на заре эры телевидения. Взрослым сложно адаптироваться к новым явлениям, но они продолжают считать, что их мнение и отношение, которое не поспевает за развитием технологий единственно верное.
Они продолжают рассуждать, какой вред и какую пользу принесет ребенку компьютер, но не задумываются о том, что информационные технологии меняют и требования к получению и освоению новой информации.
Да, мы можем ограждать ребенка, пока он мал, от общения с компьютером, можем ограничивать время, которое он проведет «сидя в планшете», но ни одно ограничение, когда речь идет о повсеместном явлении, не будет работать вечно. Малыш вырастет, ему потребуется получать больше информации, готовить рефераты, курсовые, диплом. Он станет взрослым и будет смотреть фильмы и играть в игры. Хотим мы того или нет, будущие поколения будут взаимодействовать с компьютером постоянно.
Почему же не утихают споры «за или против», но не встает вопроса «как научить ребенка использовать компьютер наиболее продуктивным способом»? Все — хорошее и плохое в информационных технологиях — это не более чем вопрос выбора. А способность выбирать, родители в силах развить в ребенке.
Используем компьютер и интернет правильно
С помощью компьютера и интернета можно получить массу информации обо всем на свете, на нем можно работать и получать результат. Такое отношение и следует закладывать ребенку с раннего детства.
Персональный компьютер в нашем доме такая же обычная вещь как холодильник и полка с книгами. Вполне естественно, что сын начал проявлять к нему интерес — он ведь знакомится с окружающими предметами и явлениями.
Изначально я была против тесного знакомства ребенка с компьютером. Да, я тоже рассуждала о вреде и пользе, тоже очень боялась и старалась оградить ребенка от того, что считала вредным и не очень полезным. В любые развивающие игры мы играли с ним сами, используя карандаши, карточки, кубики, пазлы. До сих пор считаю, что это намного лучше, чем щелкать мышкой.
Но вот час икс настал — тот самый переломный момент, когда я поняла — я не смогу ограждать своего ребенка от компьютера вечно. В детском саду у многих детей стали появляться планшеты и телефоны, они начали обсуждать игры и интерес стал развиваться именно в этом направлении.
У сына стала закладываться представление о компьютере как источнике развлечений. Допускать такого не хотелось. И мы начали знакомиться с компьютером заново и в другом ключе.
Каким образом? Например, когда у сына возникал какой-то вопрос — мы вместе искали ответ. Ребенок стал понимать, что компьютер — это источник информации.
Когда я говорю, что сын с 5 лет любит передачи BBC и National Geographic кто-то не верит, кто-то просто не понимает. Да, многие фильмы сложны для столь раннего возраста. Поэтому я сама сижу и выбираю те из них, которые ответят на вопрос наиболее наглядно, просмотр разбивается на этапы по 10-15 минут в день, отбираются нужные куски из передачи.
Существует много познавательных документальных фильмов именно продолжительностью 10 минут. Сын их любит не меньше мультфильмов. Из них мы узнали о появлении континентов, этапах эволюции, жизни в океане, даже возникновении Вселенной.
Мы учились обращаться с компьютером. Создавать картинки, презентации, показывать их — так сын понял, что на компьютере работают и получают результат.
Да, я осуществляю контроль времени, проведенном за компьютером, за информацией, которую получает ребенок, но с единственной целью — заложить знания о компьютере и интернете с точки зрения практической пользы.
Принесет ли это положительный результат в будущем — прогнозировать рано, но мне кажется, что ругать или хвалить современные информационные технологии не правильно. Просто нужно учить ребенка верно их использовать.
Играть или не играть?
Еще один актуальный вопрос для родителей — польза и вред компьютерных игр. Все больше говориться об игромании и при этом увеличивается количество развивающих и развлекающих игр.
Позиция противников компьютерных игр ясна — ребенок все больше времени проводит перед монитором, становится раздражительным, игровой процесс часто увлекает его на столько, что страдает учеба, взаимоотношения с семьей и сверстниками.
Сторонники игр считают, что это хороший способ развить у ребенка логику, память, умение добиваться поставленных целей. Игровой процесс — именно та форма представления информации, которая необходима малышу для получения новых знаний и умений.
Обе позиции по-своему верны и ошибочны. Компьютер — хорошее средство для развития, прекрасный источник информации, но только при условии, что именно родители занимаются и направляют ребенка при выборе развивающих игр.
Пока еще ребенок мал и родители полностью контролируют ситуацию куда полезнее заниматься с ним самостоятельно, пусть даже Вы сами подсмотрите методику в развивающей компьютерной игре. Ребенку важно внимание, общение, не только визуальное знакомство с объектами, но и тактильные ощущения. Да и какому родителю будет приятно, что малыш получает большее удовольствие и знаний от «общения с монитором», а не мамой?
Когда ребенок подрастает, у него появляются новые авторитеты в лице друзей. Поэтому даже если до этого он с интересом решал головоломки на компьютере, это, скорее всего, прекратиться. Игра, каковой бы она ни была, прежде всего, развлечение.
«Вредные игры» и как на них реагировать
Не тешьте себя иллюзией, что ребенок сам выберет развивающие игры. Немногие дети, достигшие школьного возраста, станут проводить свое время за решением математических задач в игровой форме. Сведения, которые ребенок получит от друзей, будут гораздо более захватывающими и интересными — о том, как пройти сложный уровень и уничтожить монстра. И рассказано это будет ему со всем энтузиазмом, свойственным детям.
Такую информацию он будет получать вне зависимости от того, разрешаете Вы ему сидеть за компьютером или запрещаете. Второе часто оказывается еще более разрушительным — ребенок может начать требовать или вовсе скрывать от родителей, что он играет у друзей. Немаловажен и тот факт, что для ребенка очень болезненно чувствовать себя «не таким как все».
Выходит, решая вопрос «позволять или не позволять?», из двух зол родители пытаются выбрать меньшее, часто с одинаково отрицательным результатом.
Как верно поступить — решает каждый сам. Я думаю, что если ребенок очень хочет познакомиться с какой-то игрой и убедить его в том, что есть более интересные занятия никак не удается — разрешить стоит, хотя бы для сохранения доверительных отношений.
Кроме того, запретный плод всегда сладок. Запрещая знакомиться с играми сейчас, можно получить неожиданный результат в дальнейшем: подросток, выйдет из под контроля и начнет пропадать в них сутками. Мы же разрешаем детям играть в не всегда полезные игрушки, есть сладости и кататься с горки. Главное, чтобы компьютерные игры не стали для ребенка основным источником развлечения.
Как оградить ребенка от игровой зависимости
Чтобы взаимодействие ребенка с компьютером не отразилось негативно, старайтесь придерживаться некоторых правил.
- Развивайте и поддерживайте хобби ребенка — начиная от собирания фантиков и заканчивая посещением различных секций и кружков.
- Помогайте решить его проблемы, разговаривайте с ним. Очень часто именно проблемы в школе и взаимоотношениях со сверстниками побуждают ребенка уходить в мир компьютерной игры.
- Никогда не ограничивайте время игры за компьютером окликами — «иди мыть посуду!», «у тебя еще уроки не сделаны!». Это один из путей к развитию игровой зависимости, а не защиты от нее. У ребенка возникает ощущение — компьютер это интересно и увлекательно, реальность — это скучно. Предложите другое интересное занятие и только потом можно напомнить об обязанностях.
- Не используйте отлучение от компьютерной игры в качестве наказания. Дети прекрасно понимают, что наказание — это лишение чего-то важного и интересного для них. Не стоит делать акцент на этой важности.
- Будьте примером. Объяснить ребенку, что помимо компьютерных игр есть масса интересных занятий, не удастся никогда, если папа или мама проводят свое свободное время за монитором.
- Знакомьте ребенка с другими возможностями компьютера, которые могут оказаться интереснее и полезнее.
Компьютер — это вещь, которой ребенка необходимо учиться пользоваться. Рассуждать о его пользе или вреде все равно, что рассуждать о пользе или вреде лыж. Не умея кататься и подходя к их использованию неправильно можно сломать себе ноги, но лыжи не станут от этого «плохими». Компьютер так же не будет «виноват», если ребенок станет геймером или начнет зависеть от лайков в инстаграмм. Будем виноваты мы — родители, что не досмотрели, не научили, не объяснили и возможно даже слишком долго запрещали.